Несколько лет назад мы начали крупный проект по внедрению электронной системы управления очередью в «Сбербанке». Благодаря масштабному по охвату территорий и бюджету проекта, мы на практике открыли для себя новые грани проектного управления. Результатом стало внедрение электронной системы управления клиентопотоком в более 3000 отделениях банков по всей стране и другие новые оценившие нашу работу клиенты. Как мы вошли в проект «Сбербанк» и построили проектное управление в компании.
5 пунктов проектной работы
Проект по внедрению электронной системы управлению очередью был начат в середине 2011 года. В настоящее время реализуется третий его этап. До вхождения в проект Сбербанка наша компания прошла достаточно длинный путь.
Прежде всего, мы изучили международные практики управления проектами, провели профильное обучение ведущих специалистов по направлению управление проектами (PMI PMBoK). Мы ориентировались именно на PMI PMBoK как универсальный инструментарий, охватывающий всю проектную деятельность: от этапа задумки планирования до решения контроля качества.
Далее мы сформировали проектный офис, проектный отдел, разработали методологии управления проектами (консалтинговые по защите информации, внедрение ИТ систем). Затем прошли лицензирование деятельности по линии ФСТЭК, ФСБ, что имеет большое значение для компаний по информационной безопасности.
Проект должен быть положительный по деньгам и успешен с точки зрения качества для клиента. Поэтому мы прошли ряд сертификаций – по международному стандарту ISO 9001 (система менеджмента качества), системы управления проектами в альтернативной отечественной системе сертификации (компания PM Expert), по международному стандарту ISO 27001 (система менеджмента информационной безопасности).
В дальнейшем мы модернизировали методологии управления проектами, сформировали методологии управления территориально-распределенным проектами (разработка, изготовление аппаратного обеспечение электронной системы управления очередью, программного обеспечения, логистика, внедрение, техническая поддержка). С точки зрения методики ведения проекта наш клиент принял для себя сбалансированную стратегию разделения проекта на фазы – в каждой фазе общий объем установок ЭСУО делился между несколькими поставщиками. Этот подход позволил клиенту минимизировать риски срыва проекта и выработать максимально продуктивную тактику выполнения, обеспечивающую проведение большого количества установок в короткий срок.
Проектный офис
Особое внимание уделю проектному офису. Проектный офис для нас – это основное управленческое звено. Именно он определяет основные стратегии и тактики ведения проектной деятельности, управляет рисками, занимается оптимизацией, разработкой методологии (в том числе формированием инструментария управления проектом будь то просто Excel, MS Project или свой специально разработанный инструмент, обеспечивающий ведение проекта, прозрачность и централизованную отчетность для проектного офиса, спонсора/инвестора, клиента). Проектный офис устанавливает для руководителей границы их деятельности и определяет правила взаимодействия подразделений по вопросам закупки, склада, логистики, внешних контрагентов. Офис должен определить пути разрешения конфликтных ситуаций, он отвечает за качественные и количественные показатели проекта, его доходность.
На момент начала формирования собственного проектного офиса в 2008 году мы стартовали с двумя специалистами, в 2011-м проектное управление было представлено 12-15 экспертами в разные фазы проекта. Отмечу, что руководители проектов были предметными специалистами, лидерами в своей области. По-моему, для эффективной реализации важно, чтобы они представляли специфику работы компании и решали быстро актуальные проблемы.
Для удобства контроля за проектом мы доработали свой инструментарий на базе Microsoft Share Point и создали автоматизированную систему управления проектом, которая позволила нам в глобальном масштабе контролировать ход его выполнения, ставить задачи специалистам, отчитываться перед нашим заказчиком и оперативно управлять большим количеством внедрений. «Сбербанк» очень серьезно подходит к вопросам отчетности, поэтому нам важно было отслеживать статистику и владеть информацией по каждому объекту. С учетом большого количества мы сделали под себя такую систему, которая позволила нам быстро получать отчеты и быть в курсе конкретной проблемы.
Мы работаем в проекте «Сбербанк» с 2011 года, и для нас это был серьезный опыт в проектной деятельности, в рамках которой мы смогли наладить качественное взаимодействие и оперативно и качественно решать задачи клиента с достижением заданных финансовых показателей.